FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Автомобильные масла. Общие сведения.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов skv.co.ua -> Статьи
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
varavva_kp



Зарегистрирован: 2007.12.07
Сообщения: 1
Откуда: Киев, Харьков

СообщениеДобавлено: 2009.05.31 13:35    Заголовок сообщения: Автомобильные масла. Общие сведения. Ответить с цитатой

Товарные масла - конечный продукт промышленности, поступающий на рынок, предназначеный для применения в механизмах.

Характеристики товарных масел можно рассматривать в следующих разрезах:
    • вязкость
    • природа происхождения
    • качество
    • допуски
Вязкость
Производители зачастую вязкость автомобильного масла указывают по классификации SAE (Американской ассоциацией автомобильных инженеров), которая описывает вязкость того или иного масла при разных рабочих температурах. Вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности смазываемых деталей и при этом сохранять текучесть.
После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W. Первая часть – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже определенной (таблица соответствия приведена ниже). Минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя нужно понимать как температуру, при которой возможно провернуть стартером маховик двигателя. Минимальная температура «прокачиваемости» - это та минимальная температура этого масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет. Второе число в обозначении SAE – высокотемпературная вязкость. Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный широкому кругу автолюбителей язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для конкретного двигателя – знает только производитель этого двигателя. Производитель двигателя учел все возможные режимы работы этого двигателе и рекомендует именно те параметры вязкости, которые являются оптимальными.

Автомобильные масла, классификация SAE:

Природа происхождения
Товарные масла, по природе происхождения, подразделяются на:
    • минеральные (Mineral)
    • синтетические (Fully Synthetic)
    • частично синтетические (Semi Synthetic), именуемые зачастую в обиходе полусинтетическими.
Все современные товарные моторные и трансмиссионные масла производятся путем смешения компонентов (компaундирования) (blending, compounding, formulation) из базовых масел (bаse oils) и подобранного набора присадок (additives).
В качестве базовых масел используются минеральные (полученные классической переработкой нефти), синтетические (полученные путем синтеза из природного газа) и гидрокрекинговые (полученные путем каталитического гидрокрекинга из нефти).

Технологии производства базовых масел:

Минеральные базовые масла.
Общая схема производства базовых минеральных масел выглядит так:
    • атмосферная перегонка, при которой отделяются легкокипящие фракции (светлые продукты) и атмосферный остаток (atmosferic residue) или мазут, который служит сырьем для вакуумной перегонки при производстве масел;
    • вакуумная перегонка атмосферного остатка (мазута) осуществляется при гораздо более низкой температуре в вакууме, что позволяет перегонять вязкие продукты; получаемые фракции масел - вакуумные дистилляты (vacuum distillate) с разной вязкостью и вакуумный остаток (vacuum residue), из которых получают высоковязкие базовые масла;
    • очистка фракций вакуумной перегонки методом экстракции, при помощи которой растворителями отделяются нежелательные соединения;
    • депарафинизация фракций, при которой отделяются парафины
    • другие технологические процессы улучшения качества базовых масел: гидрирование, очистка отбеливающей глиной или кристаллическим алюмосиликатом (например, цеолитом)
В результате можно сделать вывод о том, что:
    • качество базового минерального масла от качества используемой нефти зависит в меньшей степени, чем от использовании современных технологий по переработке сырья, и ресурсозатрат на его получение
    • количество базового минерального масла (% выхода от затраченого сырья), зависит напрямую от качества сырья.
Синтетические базовые масла.
Начало синтетическим маслам положила необходимость применения в авиационных двигателях смазочного материала, который бы обладал требуемой термоокислительной стабильностью при высоких температурах и не загустевал (не замерзал) при очень низких температурах (ниже -40°C). С каждым усовершенствованием конструкции и увеличением мощности турбореактивного двигателя температура достигла все больших величин. Температура 250 – 300°C в подшипнике скольжения турбины достаточно быстро окисляли привычное минеральное масло, при этом образовывались отложения. Из множества видов синтетических основ, наиболее удовлетворяющим по многим параметрам, оказались полиальфаолефины (ПАО).
Сырьем для ПАО служат децены – непредельные линейные углеводороды, родственники этилена, по внешнему виду напоминающие сжиженный газ. Получают их на специализированных заводах, часто в качестве побочных продуктов. В химической реакции из 2, 3, 4, 5 и 6 комбинаций деценовых молекул образуется ряд олигомеров. Затем путем дистилляции из них получают базовые масла различных классов вязкости. Масло, полученное в результате такого процесса, не содержит примесей и абсолютно прозрачно. Это дает ему ряд неоспоримых преимуществ перед продуктами, полученными из нефти:
    • отсутствие линейных парафинов снижает естественную температуру застывания до очень низких значений. ПАО в классах вязкости моторных масел имеют температуру застывания, как правило, ниже минус 50°C. Это свойство может быть использовано, когда возникают сомнения относительно происхождения масла – получено оно в процессе гидрокрекинга или химического синтеза.
    • высокий изначальный индекс вязкости дает возможность снизить количество присадки загустителя (модификатора вязкости), добавляемого в моторное масло для придания ему всесезонных характеристик. Данная присадка весьма чувствительна к механическим воздействиям и в процессе эксплуатации постепенно разрушается, и масло теряет свои всесезонные свойства. Поэтому, чем меньше данной присадки добавляется в масло, тем дольше сохраняются всесезонные свойства масла. Последним европейским требованиям к моторным маслам “stay in grade” («Остающиеся в своем классе», т.е. сохраняющие свой класс по SAE в течение всего срока эксплуатации) соответствуют только масла с высоким изначальным индексом вязкости и невысоким содержанием загустителя.
    • отсутствие примесей, которые всегда являются катализаторами старения масла, делает синтетическое базовое масло весьма устойчивым к воздействию высоких температур. Так, например, если масла минерального происхождения начинают серьезно окисляться уже при температурах выше 130°C, то ПАО выдерживают рабочие температуры до 150°C без какой-либо потери рабочих свойств.
    • отсутствие случайных молекул малого размера обеспечивает низкую летучесть синтетических базовых масел по сравнению с минеральными. Ужесточение требований к токсичности выхлопов, а также применение катализатора предъявляют все более жесткие требования к летучести компонентов моторных масел. Это одна из основных причин популярности у автопроизводителей маловязких масел классов SAE OW, созданных из синтетического базового масла.
ПАО получают в 2 стадии путем сложных химических превращений при определенных условиях (давление, температура, кратность и время циркуляции) в специальных реакторах с использованием катализатора. Сложность процесса производства масла данного типа обуславливает более высокую стоимость в сравнении с маслами, полученными из нефти по традиционной технологии.
При первой стадии процесса - получение альфаолефинов - давление в реакторе достигает 200 атмосфер, а температура до 200°C. На второй стадии (она называется олигомеризация альфаолефинов) уже создается вакуум ~50 мм.рт.ст (нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст.).

Гидрокрекинговые базовые масла.
Гидрокрекинг – это технология улучшения характеристик и параметров минеральной основы до «синтетических» путем сложной химической обработки. Не смотря на то, что гидрокрекинговое масло, по сути, делается из нефти, как и минеральное, структура молекул подвергается изменениям таким образом, что на молекулярном уровне ничего общего с минеральной основой у конечного продукта уже не остается.
Таким образом получается базовое масло, которое по своим характеристикам уже существенно лучше и чище минерального, но все-таки, как правило, не дотягивает до синтетического, произведенной по современным технологиям. Но при этом себестоимость гидрокрекинга в разы ниже, чем синтеза, поэтому гидрокрекинговые моторные масла, как правило, существенно дешевле синтетических.

Качество
Широкораспространнеными классификаторами масла по его качественным свойствам являются API(American Petroleum Institute) и ACEA(Association des Constracteuis Europeen des Automobiles).

Допуски
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов skv.co.ua -> Статьи Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Время выполнения операции : 0.142 сек. Запасные части к автомобилям Renault, Dacia, Nissan


Группа компаний СКВ. Запасные части к автомобилям Renault, Dacia, Nissan.